И тыл был фронтом…

Источник: ...
Приближается великий праздник – День Победы. Ветераны наденут свои ордена и медали, в том числе и медаль «За оборону Кавказа».

Приближается великий праздник – День Победы. Ветераны наденут свои ордена и медали, в том числе и медаль «За оборону Кавказа». Эта награда напоминает нам об одном из наиболее напряженных сражений, развернувшемся на огромном пространстве, в сложнейших географических условиях, – битве за Кавказ.

Летом 1942 года война пришла в наш край. Линия фронта пролегла через города и села Ставрополья.

Еще с первых дней войны важнейшей задачей Правительства было перевести народное хозяйство в новые условия работы. Одной из предпринимаемых мер в условиях вынужденного отступления частей нашей армии была эвакуация населения, промышленных и сельскохозяйственных предприятий, культурных ценностей, машин и оборудования, скота, продовольствия в восточные районы страны.

Осуществлялась эвакуация совершенно дедовскими методами. Эшелонов не хватало для перевозки людей. Какая тут уже эвакуация по железной дороге. Скот гнали стадами, гнали под бомбами немецких самолетов, пилоты которых часто развлекались тем, что снижались до бреющего полета с включенными сиренами. Коровы в ужасе разбегались, падали в ямы и калечились, у многих от испуга пропадало молоко. Особенно много в сутолоке и суматохе погибало телят.

Во многом именно благодаря домашнему и колхозному скоту во время войны выжили миллионы советских семей, были обеспечены мясом и молоком солдаты и работники тыла.

В конце июля - начале августа 1942 года гитлеровцы начали бомбить город Георгиевск.

Жители поселка им. Шаумяна приняли решение уйти в глубь страны, угнать туда весь племенной скот. Председатель колхоза Василий Шимченко организовал эвакуацию.

Предварительно подготовив всё необходимое, снарядив обоз, группа шаумяновцев во главе с председателем двинулась в путь.

Выехавшие повели в глубокий тыл на восток лошадей, коров, телят, овец- всё, что могло следовать своим ходом. В пути следования зачастую подростки мужественно брали на себя ответственность и решали задачи по спасению сопровождаемого скота.

Председатель Шаумяновского сельского совета Татьяна Гавриленко обеспечила эвакуацию скота и имущества колхоза в количестве 360 голов коров, 1814 овец, 40 лошадей. Ее сын Леонид, учащийся школы № 27, дочь Зинаида, учащаяся медицинской школы, помогали матери эвакуировать скот, ухаживали за ним, участвовали в его реэвакуации.

Нелегко пришлось в пути покинувшим родные места колхозникам. Они гнали скот по безводным степям Ставрополья, среди гор и густых кустарников Чечено- Ингушетии и Дагестана. Надо было бдительно охранять животных и всё колхозное добро от хищных зверей, воров и грабителей, особенно по ночам.

Людей, сопровождающих гурты отправилось немного. Им приходилось одновременно быть и скотниками, и доярками, и чабанами, и сторожами. Свою трудовую вахту они часто несли под бомбёжкой, в любую погоду под открытым небом, питались чем придётся, часто лишь тем, что выменивали на молоко, которое получали от дойных коров.

Каждый работал поистине за двоих. Свой трудовой подвиг совершили шаумяновцы: заведующий хозяйством колхоза К. П. Соколов и заведующая молочнотоварной фермой Е.Е.Корсунова, её муж П. С. Сыроватский и брат Д.Е. Корсунов, колхозницы: Екатерина Анохина и её дочь Нина; Мария Меряхина и её сестра Татьяна; 76-летний М.С.Ледяев.

Вместе со всеми работала семья председателя колхоза В.А. Шимченко: жена Акулина Ивановна, дочери Тоня, Надя, Галя и сын Алёша. Помимо взрослых уходили и подростки, упросившие взять их с собой. То были – Костя и Маша Цыганковы, Саша и Зина Гавриленко, Виктор и Нина Лисицыны, Анна Анохина.

В пути следования внимательно относились к дойным коровам. Их всё время тщательно выдаивали. Полученное молоко обычно передавали воинским частям, а когда приходилось особенно трудно, частично продавали, вырученные деньги или выдавали колхозникам, или покупали на них продукты для общего стола.

…Медленно двигался огромный гурт коров и быков, в том числе племенных. Здесь же небольшая отара овец, возглавляемая «козьими сообществом». И собачий «Охранный взвод», не дававший всему этому «разноязычному» воинству разбежаться. Тут же на конях мальчонки, а позади пара бричек с ведрами и бидонами, кухонными принадлежностями, узлами, одеялами и прочей необходимой утварью.

Путь лежал вблизи железной дороги на Моздок и далее на Гудермес, Хасавюрт, Махачкалу. Надоенное молоко на запасной бричке подвозили в бидонах к полотну и, когда появлялся очередной состав с ранеными или беженцами, поили их вкусным, ароматным парным молоком.

У станции Червленно – Узловая, где была переправа через Терек, впервые попали под бомбардировку. Взрывы бомб, зенитная трескотня, людские крики – все было адом для людей. А как же было обезумевшим от страха животным?! И все же уберегли скотину, успев вовремя отогнать ее в более безопасное место.

Сын председателя - Алексей Шимченко проявил мужество и отвагу при спасении стада, когда мост через Терек подвергся бомбардировке противника.

Долго ждали очереди на переправу, но дождались. И вновь дорога, пока впереди не заискрились на солнце воды Каспия. Здесь, у Махачкалы, немного задержались, ожидая разрешения продолжить путь в Азербайджан. Искупались в теплых морских водах, привели себя в порядок. Отдохнула и немного поредевшая от падежа скотина.

Долгие тревожные 90 дней длился этот путь, пока гурты скота не пришли к назначенному месту эвакуации - на территорию колхоза имени К. Ворошилова Кюрдамирского района Азербайджанской ССР.

Для скота выделили помещения, а пасти стали на обширных степных просторах Ширванской долины.

Потянулись недели и месяцы новой жизни наших шаумяновцев. Мальчишки и девчонки трудились от зари до зари по сохранению и приумножению поголовья колхозного скота. Были они и пастухами, и косарями, заготавливая корм на зиму, доили коров и коз, работали на сепараторах, изготовляя сметану и масло, убирали за животными.

Между тем, вести с фронтов приходили тревожные. Немецко - фашистские захватчики оккупировали почти весь Северный Кавказ, в том числе их родное село.

Наступила зима. Василий Иванович Шимченко со своим «воинством» сумел запасти достаточно корма для животных. Поголовье сохранили, общими усилиями его «дотянули» до весеннего подножного корма.

С помощью гостеприимных хозяев прожили, перебились в это трудное время и эвакуированные колхозники.

К концу января 1943 года Ставропольский край обрел долгожданную свободу от немецко – фашистской оккупации. Вражеские войска отступали под натиском частей Советской армии, оставляя за собой выжженную землю. Поручив руководство эвакуированными своему заместителю, члену правления К.П. Соколову, председатель Шумченко выехал в родные края.

И вновь потянулись километры нелегкого пути. Проблема корма для скота стала наисложнейшей. Мальчишки на конях рыскали по всем окрестностям, выискивая заброшенные кашары с сохранившимися запасами сена. Для кормежки шел даже измельченный кустарник и солома крыш развалившихся крестьянских хат. На корм обменивали надоенное молоко.

Лишь к середине 1943 года они добрались до родного села, разоренного захватчиками. И когда, впереди идущие бычки и телки подошли к сельской околице, оглашая окрестности мычанием, перемешанным с радостным лаем узнавших свой дом собак, все село выбежало им навстречу.

Колхоз имени Шаумяна, как и соседнее хозяйство лежали в развалинах. Материальный ущерб, который причинили гитлеровцы в общей сложности составил около 10 миллионов рублей.

Районный комитет партии поставил перед председателем В.А Шимченко, как и перед другими руководителями колхозов, задачу принять все возможные меры, чтобы быстрее восстановить разграбленные и разрушенные немецко- фашистскими оккупантами хозяйства.

Шаумяновцы приводили в порядок уцелевшие помещения, сельскохозяйственные машины, инвентарь и орудие, по килограммам собирали с великим трудом сбереженные семена, готовились к предстоящему весеннему севу.

Сеяли в ту памятную весну главным образом кукурузу, просо, ячмень, иными словами, те культуры, семена которых изыскали у себя.

Колхоз посеял яровые культуры в основном собственными силами. «Трудно было, порой очень трудно,- рассказывал В.А. Шимченко, - но до первого урожая мы продержались, а осенью посеяли и озимые. К тому времени пришел своим ходом из Азербайджана наш скот. Больше трех месяцев пробыли с ним в пути колхозники. С прибытием скота, особенно лошадей и коров, легче вздохнулось людям. С осенним севом было управляться сподручнее».

…Разные эпохи рождают своих героев, но смысл подвига один во все времена - люди жертвуют собой не за что-то, а за кого-то. Самопожертвование всегда возносит человека на необычайную высоту, оставляя память о его подвиге. Наша задача показать, что память о подвигах наших земляков живёт в настоящем и продолжит жить в будущем. В наших силах напоминать новым поколениям о том, что у них есть великая история. И это значит, что её необходимо помнить и беречь.

Указом Президиума Верховного Совета СССР все участники спасения колхозного племенного скота, в том числе и подростки, были награждены медалями «За оборону Кавказа».


В публикации были использованы архивные материалы Шаумяновской сельской библиотеки №18 и публикаций старшего научного сотрудник Ставропольского государственного музея-заповедника имени Г. Прозрителева и Г. Праве, доцента Германа Беликова.

img/news/inst/i-tyl-byl-frontom.jpg

И тыл был фронтом…

Новости по теме