Мирное небо подводника Алексея Бабчука

Источник: ...
         12 августа 2000 года не вышла на связь во время проведения учений атомная подводная лодка Северного флота «Курск». Первое сообщение об этом прозвучало в 11 часов утра 14 августа. Мурманская область и вся Россия погрузились в траур. Переживал за своих друзей-моряков с «Курска» и матрос Алексей Бабчук в станице Георгиевской.          Об этом я услышал от знакомого, который сообщил мне, мол, ходят слухи, что нашего земляка матроса-подводника с «Курска» за несколько дней до учений за отличную службу отправили в краткосрочный отпуск. Выходит, парень родился в рубашке? Ни фамилии, ни адреса не было.          Помогли в местной комендатуре. По записям в книге регистрации отпускников нашли матроса Алексея Бабчука, который служит  в посёлке Гаджиево Мурманской области…          В Алексее тогда меня поразили глаза. В них, казалось, поселилась печаль. За всё время нашего разговора он ни разу не улыбнулся. «Боль за погибших подводников ни на минуту не отпускает, - признался Алексей. - Если бы вы знали, какие это были ребята».

         12 августа 2000 года не вышла на связь во время проведения учений атомная подводная лодка Северного флота «Курск». Первое сообщение об этом прозвучало в 11 часов утра 14 августа. Мурманская область и вся Россия погрузились в траур. Переживал за своих друзей-моряков с «Курска» и матрос Алексей Бабчук в станице Георгиевской.

         Об этом я услышал от знакомого, который сообщил мне, мол, ходят слухи, что нашего земляка матроса-подводника с «Курска» за несколько дней до учений за отличную службу отправили в краткосрочный отпуск. Выходит, парень родился в рубашке? Ни фамилии, ни адреса не было.

         Помогли в местной комендатуре. По записям в книге регистрации отпускников нашли матроса Алексея Бабчука, который служит  в посёлке Гаджиево Мурманской области…

         В Алексее тогда меня поразили глаза. В них, казалось, поселилась печаль. За всё время нашего разговора он ни разу не улыбнулся. «Боль за погибших подводников ни на минуту не отпускает, - признался Алексей. - Если бы вы знали, какие это были ребята».

         Алексей Бабчук после «учебки» начал службу электриком на подводной лодке «Брянск», такого же класса, как и «Курск». Примечательно, что он принял эстафету от отца Василия Михайловича, который тоже в своё время был моряком Северного флота. Алексей мне рассказал, что их подлодка «Брянск» дислоцировалась в посёлке Гаджиево, в 60 километрах от Видяево. Рядом незадолго до учений и стоял «Курск».

         - Наш атомоход не должен был участвовать в учениях, - вспоминает Алексей Васильевич, - но так как в экипажах атомных подводных лодок сложился недокомплект, стало правилом пополнять экипаж специалистами  с других АПЛ. Если бы не отправили в отпуск, вполне вероятно, что на «Курске» погиб бы и я. На затонувшей лодке был мой друг Саша Дрюченко. С ним начинал службу во втором учебном отряде подводного плавания. Как мог затонуть «Курск»? Этого не знают до сих пор. Ведь корпус субмарины из металла толщиной в 10 сантиметров, а сверху резиновый слой. Для спасения на случай затопления отсеков каждый член экипажа имел утеплённые гидрокомбинезоны с кислородными баллонами. Не укладывается всё это в голове…

         Какова дальнейшая жизнь моряка-подводника? Решил встретиться с ним, но оказалось, что он на время уехал в Москву. Глава территориального отдела по работе с населением станицы Георгиевской Михаил Кашаев, который живёт по соседству с Бабчуками, дал мобильный телефон Алексея. Я связался с ним, договорился об общении через WhatsApp - систему мгновенного обмена текстовыми сообщениями. И вот что мне рассказал Алексей.

         - После отпуска, с октября 2000 года по январь 2001 года года я служил на подлодке К-18, а после морского похода в феврале вернулся на свой боевой корабль К-11 «Брянск». Уволился в запас главным корабельным старшиной. Товарищей погибших очень жалко, весь экипаж. Многих знал. Потерял друзей Каткова Диму, Павлова Колю, Дрюченко Сашу.

         - Как сложилась ваша жизнь на гражданке?

         - После армии окончил в Саратовской области Краснокутское лётное училище гражданской авиации, затем академию гражданской авиации в Санкт-Петербурге. По сей день работаю пилотом, командир АН-2, самолёта в системе сельхозавиации. Раньше летал в Республике Коми  на пассажирском АН-24. Но авиахимработы мне ближе. Здесь весь полёт в твоих руках без автопилота, паришь в небе свободно. А под крылом родная Ставропольская земля, хлебные поля.

         - В Москве по делам?

         - Да, в столице у меня работа временная. Сейчас межсезонье, в сельхозавиации каникулы. Чего дома без дела сидеть? Поэтому устроился электриком в Москве. Специальность подводника пригодилась и на гражданке.

         - А как семейная жизнь?

         - Жена Анна, два сына растут: Виктору 14 лет, Владиславу - 4 года.

         - С моряками-сослуживцами общаешься?

         - Переписываюсь через соцсети. Пока нашёл только четырёх товарищей.

         - Алексей Васильевич, что можете пожелать молодёжи накануне Дня защитника Отечества.

         - Жаль, что в наше время не каждый мужчина может похвастаться службой в армии, потому что пройдя этот рубеж и оглядываясь назад, осознаёшь, что понятия о чести, долге, ответственности, дружбе и, конечно, любви к своей Родине, близким, друзьям в полной мере даёт именно служба. Она воспитывает стойкость, целеустремленность, мужество. Желаю молодым придерживаться этих важных жизненных принципов.

         Геннадий САЛИМОВ.

         Фото из архива А. Бабчука.

img/news/inst/mirnoe-nebo-podvodnika-alekseya-babchuka.jpg

Мирное небо подводника Алексея Бабчука

Новости по теме